Лебёдки
Сегодня существует большое количество различного грузоподъемного оборудования, предназначенного для подъема грузов при проведении строительных, ремонтных, монтажных и других работ. Однако, довольно часто при этих работах приходится сталкиваться с проблемой не вертикального подъема груза, на что рассчитано большинство этого оборудования, а в необходимости переместить груз в горизонтальной плоскости. В этих случаях пользуются такой разновидностью грузоподъемного оборудования, как лебедки. Благодаря их универсальности, с помощью лебедок можно не только поднять груз на определенную высоту, но и подтянуть тяжелую конструкцию, вытащить застрявший автомобиль, пришвартовать судно. В зависимости от применяемого в них привода, существуют ручные и электрические лебёдки.
Лебедки с ручным приводом применяют в тех случаях, когда нет необходимости в высокой скорости перемещения, когда оно осуществляется на, сравнительно, небольшие расстояния. Ручные лебедки отличают простота конструкции, удобство использования, надёжность, автономность и невысокая цена. Однако, у них имеется один существенный недостаток - привод осуществляется за счет силы человека. Все механизмы, входящие в лебёдку, только уменьшают усилие на рукоятку привода, но вся работа, затраченная на перемещении или подъём груза остаётся неизменной. Лебедки с ручным приводом эксплуатируются не только в промышленных сферах, но и в быту. Например, рычажная лебедка, имеющая не большой размер, является удобным средством буксировки застрявшего в грязи автомобиля.
Популярным видом ручной лебедки является монтажная лебедка. Она привлекательна тем, что при ее эксплуатации можно использовать трос неограниченной длины. Работа такой лебедки основана не на намотке троса на барабан, а на протягивании его через механизм лебедки. Не менее популярна, благодаря компактности и низким, по сравнению с грузоподъемным оборудованием, использующим зубчатую передачу, оборотным усилием, и червячная лебедка. Для привода барабана в ней используется червячная передача, «архимедов винт». Недостатком такой лебедки является повышенное трение в паре зубчатое колесо – «червяк», которое приводит к раннему износу всего механизма и использованию большего количества смазочных материалов.
Электрические лебедки используют при высоких нагрузках, для более быстрого перемещения груза. Они, по сравнению с ручными лебедками, помогают намного минимизировать физические усилия, повысить производительность труда. Поэтому их используют в тех сферах, где необходимо перемещение или подъем грузов, имеющих большую массу: на крупных промышленных предприятиях, на строительных площадках, в складских комплексах. Управление электрической лебедкой осуществляется с кнопочного стационарного или переносного пульта. Их конструкция безопасна и удобна в эксплуатации. Максимальная грузоподъемность электрических лебедок намного больше ручных, она может достигать нескольких десятков тонн.
Промышленная электрическая лебедка барабанная состоит из главного и вспомогательного барабанов, редуктора, электродвигателя, пусковой аппаратуры, смонтированных, с помощью болтов, на одном общем металлическом основании. На поперечной жесткости, расположенной со стороны главного барабана, располагаются ролики, которые предохраняют вспомогательный трос от трения по раме основания при намотке его на барабан. Главным рабочим органом барабанной лебедки является основной барабан, который через подшипник и втулки крепится на выносную опору с одной, а с другой - к валу редуктора.
Еще один вид лебедок - лебёдка гидравлическая. Такие лебедки широко применяют на судах для швартовки (брашпиль) и в быту, в качестве лебедки для внедорожников. На автомобилях гидравлический мотор лебедок приводится в действие от насоса гидроусилителя руля. Этот мотор намного надежнее, чем электрический, он герметичен, с ним лебедка может работать даже под водой. При перегрузке мотор обыкновенной электрической лебедки может сгореть, тогда как, гидравлический мотор просто остановится. Другим «плюсом» гидравлической лебедки является очень малое потребление электрической энергии от бортовой сети автомобиля.